 Существующее законодательство разрешает эвакуацию машин за нарушения некоторых правил дорожного движения – например, за езду в пьяном виде или на машине с неисправными тормозами и рулевым управлением. А вот эвакуация неправильно припаркованных машин, которую уже несколько лет активно практикуют московские и питерские власти КоАПом (Кодекс об административных правонарушениях) запрещена категорически. Региональные власти предпочитают не открывать КоАП, а ограничиться изучением другого документа – это «Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации», – утверждённого правительством РФ 18 декабря 2003 года. В правилах слово «эвакуация» заменено словом «перемещение», чем и воспользовались чиновники. Профессор Санкт-Петербургского РГПУ им. Герцена Александр Кобринский подал иск в Верховный суд, чтобы доказать незаконность эвакуации, указав на стилистические разночтения. «Под эвакуацией транспортного средства в современном русском языке понимается вывоз его с места нахождения с помощью другого транспортного средства путем полной или частичной погрузки. Так что даже если назвать это перемещением, смысл не изменится», – убежден Кобринский. Верховный суд с профессором не согласился и отказал в рассмотрении жалобы, заняв сторону правительства в этом лингвистическом споре. «Очень печальные ощущения и от заседания, и от правительства. Правительство настаивает, что термин «эвакуация» к перемещению транспортных средств отношения не имеет, а используется только в таких случаях как, скажем, «эвакуация населения», а Верховный суд с этим почему-то согласился», – рассказал профессор «Газете.Ru». Официальная мотивация отказа будет сформулирована судом в течение пяти следующих дней, после чего Кобринский намерен подавать кассационную жалобу. Если Кассационная коллегия Верховного суда на пересмотр дела не согласиться, истец готов обращаться в Конституционный суд. Этот процесс будет уже более долгим: если в ВС можно подавать жалобу «с улицы», то, чтобы прийти с иском в Конституционный суд, сначала нужно пройти через заседания судов низших инстанций. «В КС я пойду уже с двумя исками, – сказал профессор. – Я буду обжаловать не только решение Верховного суда, но и попробую доказать неконституционность удержания моей собственности на штрафстоянке». Дело в том, что эвакуация в Петербурге в отличие от московской все еще платная. Чтобы забрать машину со спецстоянки, владелец должен сначала оплатить добровольно-принудительную услугу – 3000 руб. «Иначе машину просто не отдают со штрафстоянки», – говорит Кобринский. Даже в случае, если эвакуация будет впоследствии признана незаконной и решение о наложении штрафа будет отменено, ни за эвакуатор, ни за штрафстоянку денег автолюбителю никто не вернёт. «Руководство городской ГАИ поручило каждому инспектору эвакуировать минимум десять машин в день, и теперь они рыскают по дворам и увозят каждую машину, которая плохо стоит. А поскольку это еще и незаконно, получается просто вымогательство среди бела дня», – рассказывает петербургский профессор. Пока Кобринский будет ходить по судебным инстанциям в поисках истины, в Госдуме успеют принять поправки в КоАП, не только разрешающие эвакуацию за неправильную парковку, но и снимающие с эвакуаторщиков ответственность за повреждения автомобилей во время погрузки или разгрузки. Бороться с федеральным законодательством тогда будет намного сложнее. |