 На состоявшемся сегодня совете директоров ОАО «АвтоВАЗ» было решено, что в ближайшие годы «классика» снята с производства не будет. «Пятерки» и «семерки» доживут как минимум до 2009 года, когда заработает новый завод и начнется производство следующего поколения «Жигулей». Зато «десятки» уйдут на покой гораздо раньше.
Решение продлить жизнь «классике» до 2009 года прописано в программе развития компании, которую совет директоров принял в четверг. Самые продаваемые и дешевые модели «Жигулей» – «пятерки» и «семерки» – должны помочь автогиганту продержаться до появления нового поколения машин. «Мы решили оставить модели, которые производятся сейчас на предприятии, поскольку наблюдается значительный рост рынка и АвтоВАЗ пока не может предложить другие модели потребителю», – сообщил «Интерфаксу» источник в компании.
Соглашение о разработке новой платформы и строительстве завода мощностью 450 000 машин АвтоВАЗ и канадская компания Magna подписали еще в декабре, однако появления новых автомобилей не стоит ждать раньше 2009 года. Так как до этого времени заводу нужно что-то выпускать и продавать, старым добрым «пятеркам» и «семеркам» придется еще минимум на два года задержаться на конвейере. В то же время ВАЗ начинает поэтапное снятие с производства автомобилей «десятого семейства», заменяя их на новую модель Lada Priora. До конца года предприятие планирует выпустить около 85 тыс. таких автомобилей с кузовом седан и полностью снять с производства ВАЗ-2110 (также седан). Но большие продажи будут у классических «Жигулей». Самые дешевые и самые популярные из всего, что делает ВАЗ, они и сегодня приносят миллионы. Только в первом квартале прошлого года «пятерок» было продано 90 381 и 90 422 «семерки», и хотя результаты продаж за весь год еще не озвучены, можно не сомневаться, что эти модели в очередной раз останутся самыми успешными для завода.
По плану ожидались продажи на уровне 225 000 машин в год, что в четыре раза больше, чем, например, ожидания от Lada Kalina. При этом цены на «пятерки» и «семерки» постоянно растут. Первая сегодня стоит около $5200, вторая – примерно $5600. Так зачем убивать курицу, которая несет хоть и тухлые, но по-прежнему золотые яйца? Если в 2009 году Lada 2105 все же будет отправлена на пенсию, то к этому времени ее трудовой стаж составит ровно 30 лет. Lada 2107 встала на конвейер на три года позже – в 1982 году и тогда считалась самой комфортабельной из заднеприводных «Жигулей».
Как это ни парадоксально, в определенном смысле у этих моделей на рынке и сегодня нет конкурентов, по крайней мере, это – самые большие транспортные средства за такие деньги. Все, что предлагают китайцы, если и приближается к «классике» по цене, не может похвастать полноценным размерами. Правда, за следующие два года ВАЗам придется еще подорожать как минимум один раз и как минимум на 500 долларов. С 1 января 2008 года в силу вступит экологический стандарт «Евро-3», из-за чего машины придется модернизировать – оборудовать каталитическим нейтрализатором. Сейчас Lada 2105 и Lada 2107 отвечают нормам «Евро-2», которые действуют в России с апреля 2006 года. Вопреки слухам о том, что самостоятельно ВАЗ с еще одной модернизацией не справится, на заводе говорят, что готовы к новым стандартам: «Естественно, это приведет к подорожанию. Но мы оценили наши возможности и вполне можем и дальше производить автомобили вплоть до 2009 года, а может быть, и до 2010 года», – сообщил в интервью тольяттинскому каналу «ВАЗ-ТВ» начальник управления по маркетингу ОАО «АвтоВАЗ» Александр Бредихин. Впрочем, возможно, чтобы избежать столь существенного, учитывая цену машин, подорожания, ВАЗ добьется переноса срока перехода на новый стандарт. Как считает аналитик ИФК «Метрополь» Александр Жуков, такой поворот нельзя исключать. Такого же мнения придерживается и независимый эксперт авторынка Валерий Тараканов.
Но даже когда «Евро-3» вступит в силу и цены вырастут, это не будет смертельно для неубиваемой «классики». Постоянно растущая цена и устаревшая конструкция не останавливают покупателей. По итогам 2006 года 12% всего российского рынка новых автомобилей приходится на долю «классики». И это несмотря на то что цена «Жигулей» за год выросла в среднем на 10%. Как отмечает консультант по автопрому компании Ernst & Young Иван Бончев, «классика» пользуется популярностью не только из-за цены, но и потому, что она проста в обслуживании, а значит – можно экономить на сервисе. Несмотря на то что к 2009 году конкуренция на рынке еще обострится – начнут работать заводы Toyota, Nissan и Volkswagen, а Ford и Renault и увеличат производство – спрос на Lada 2105 и Lada 2107, по мнению Бончева, сохранится и составит порядка 100 000 машин в год. Валерий Тараканов также не исключает возможность того, что «классика» может задержаться на конвейере до введения в 2010 году «Евро-4».
«С экономической точки зрения это оправданно, – говорит Иван Бончев, – это все еще прибыльное производство, и заводу нужны деньги, чтобы обеспечивать дальнейшее развитие». Срок жизни «классики» на конвейере зависит от того, насколько хорошо будут продаваться «Калина» и «Приора».
К 2009 году АвтоВАЗ планирует выйти на проектную мощность в 220 тыс. «Калин» в год. Но пока у новых моделей ВАЗа сущестуют проблемы. Так что в бой идут одни старики – проверенные временем «пятерка» и «семерка». Кстати, если по продажам вазовская «классика» может конкурировать с современными машинами, когда речь заходит о безопасности, показатели «пятерки» и «семерки» оказываются за пределами всех допустимых норм.
Краш-тест по правилам EuroNCAP, который провел для Lada 2107 журнал «Авторевю», показал, что эта машина вообще не набирает баллов за безопасность. Ее просто нет! После удара о деформируемый барьер на скорости 56 км/ч перегрузки по некоторым показателям в 1000 раз превысили допустимые. А вердикт экспертов был однозначен: «Такого в истории краш-тестов независимой ассоциации EuroNCAP не случалось». И это машины, на которых мы ездим, и часто на скоростях гораздо больших, чем 56 км/ч. Теперь же эти призраки коммунизма останутся на конвейере еще на несколько лет. Не отвечающие экологическим нормам, не соответствующие нормам безопасности и, наконец, просто безнадежно устаревшие. |