 Катастрофа американского шаттла "Колумбия" поставила под вопрос дальнейшее строительство Международной космической станции. На американские корабли многоразового использования ложится львиная доля всех грузов и модулей, отправляемых с Земли в космос. Теперь до выяснения причин катастрофы полеты шаттлов прекращены. Дальнейшее строительство МКС пока приостановлено. Без шаттлов туда нельзя поднять ни американские, ни европейские, ни японские модули. В отличие от американской системы, которая использует корабли многоразового использования, российские модули отправляются в космос при помощи одноразовых ракет "Протон". Однако, как пояснил Би-би-си высокопоставленный источник в российской космической индустрии, использование российских ракет для отправки иностранных модулей требует серьезного переоборудования и соответственно больших затрат. Сейчас Российское авиакосмическое агентство ведет активные консультации со всеми участниками международного космического проекта. Главный вопрос после выяснения причин трагедии - дальнейшая работа уже существующих частей МКС. Как считает журналист газеты "Коммерсант" Иван Сафронов, консервация МКС с переводом ее в беспилотный режим эксплуатации неизбежна: "Основной грузопоток обеспечивался именно шаттлами. Для поддержания в эксплуатации станции оставшихся пилотируемых "Союзов" и "Прогрессов" недостаточно. Эта трагедия продемонстрировала, что в мире нет главного - унифицированной системы, чтобы все подходило ко всему. Чтобы все американское можно было бы запустить на российских ракетах и наоборот". Вместе с тем сейчас активно обсуждается вопрос, может или нет российская сторона взять на себя основную долю текущего обслуживания станции. Для этого, как считают в Росавиакосмосе, надо увеличить использование пилотируемых кораблей "Союз ТМА" и грузовиков "Прогресс". Однако, на первый взгляд, это выглядит маловероятно. Для сравнения грузоподъемность шаттла около 30 тонн, а "Прогресса" - в десять раз меньше. Сейчас Россия запускает в год три "Прогресса" и два "Союза". Соответственно, чтобы обеспечить снабжение станции на должном уровне, надо в несколько раз увеличить запуски хотя бы грузовиков. Как полагает журналист "Известий" Сергей Лесков, у России на это денег просто нет: "Сейчас в бюджете России заложено изготовление только двух кораблей "Союз". Могут ли США перекинуть часть денег, которые освобождаются от запуска шаттла (запуск шаттла - это примерно 500 миллионов долларов) в Россию, для того чтобы космическую станцию обслуживали российские корабли, которые еще надо изготовить, вопрос к американцам. Россия только бы мечтала об этом. Проблема только в деньгах. Иначе МКС будет заморожена, потому что шаттлы довольно долго не будут летать". Пока российские официальные лица не спешат загадывать на будущее. Президент РКК "Энергия" Юрий Семенов заявил, что пока Россия пока не планирует кардинальных изменений в своей космической программе. Вместе с тем кардинальные изменения могут произойти, если МКС придется все-таки законсервировать. Дело в том, что на МКС сосредоточена большая часть российских космических программ. |