 28 февраля 1914 г. в ледовых гонках Петербург-Кронштадт одержал верх гонщик на американском Hupmobile. Почти неизвестная тогда и почти забытая сегодня в России марка до сих высоко ценится поклонниками автостарины.
В основе любой удавшейся машины лежит идея: технологическая, маркетинговая или очень личная. В основе первых машин, с которыми экс-сотрудник фирмы Olds решил самостоятельно выйти на рынок, тоже лежала своя хитрость: дешевый – не значит плохой. Как и Генри Форд, Роберт Крэйг Хап (Robert Craig Hupp) со товарищи предложил американцам дешевый автомобиль, но постарался соблюсти при его производстве стандарты качества, характерные для высших марок.
Получившийся двухместный первенец Hupmobile 20 имел четырехцилиндровый двигателей мощностью в 17 л.с. и стоил на уровне Ford-T.
Обосновавшаяся на Милуоки-авеню в Детройте фирма быстро поднялась, выпустив в 1909 г. 1618 авто, а в 1911 г. уже 6079. В том же 1911 г. была представлена принципиально новая модель «32», которая уже была вовсе не маленькой. Кроме того, была сделана ставка на экспорт, причем пришедшийся на сравнительно экзотические страны, например, Новую Зеландию и Россию. Это делало Hupp Motor Co хорошую рекламу и дома, благо марка оказывалась в центре внимания. Так, 28 февраля 1914 г. гонщик А.Верн на Hupmobile победил четырнадцать соперников в гонке по льду, организованной под Петербургом. А 18 мая того же года состоялись т.н. круговые гонки , в которых выступало целых два Hupmobile. Одним из них управляла г-жа Самсонова - единственная дама-участница тех гонок. Правда, на этот раз «хап» сударыни, достойно показав себя на первых этапах, все же сошел с дистанции из-за поломки. Сам г-н Хапп узнавал о приключениях своих питомцев уже из газет, оставив фирму и партнеров ради амбициозного трестовского проекта. Игры в монополию закончилась плачевно: партнеры по автобизнесу не простили Хаппу его измены: марку Hupp использованную и для новой структуры, отняли по суду, да и сам трест вскоре лопнул. Потом Хапп сколотил ещё пару автофирм, но успех оказался неповторим. Гордое «Хап» служит иллюстрацией для занятного феномена американского автопрома. Его основатели как-то уж больно часто и легко отходили или отбрасывались от бизнеса, названного в честь себя любимых: Дюрант, Олдс, Бьюик, Шевроле... Идет это, скорее всего, от нравов Америки начала XX века, напоминающих гремучую смесь сегодняшнего Китая и России 90-х. С одной стороны: астрономические темпы роста и сотни автопредприятий, часто неотличимых от придорожного гаража. С другой – шальные деньги, биржевые крахи и мода рваться в олигархи.
Эта простота, с какой клонировались фирмы, приобретались кредиты и партнеры, терялся бизнес и состояния. Будто завтра всегда будет новый день. Итог: потеря автофирмами «семейных уз» и быстрое таяние марки в мегаконцернах Большой тройки. Возможно обезличивание, играющее злые шутки с моделями-американцами сегодня, закладывалось именно тогда.
Хаповский первенец же прекрасно зарекомендовал себя в Америке 20-х качеством и надежностью при симпатичном дизайне. Фирма не прославилась прорывами в области технологии или дизайна, но точно насыщала Штаты не «консервными банками на колесах», а к примеру характерными родстерами с откидными креслами «тещиного места», без которых трудно представить американские двадцатые.
Гонка на мощь, характерная для автопрома тех лет не обошла и Hupmobile.
В 1925 г. фирма выпустила модель E-1 с рядной «восьмеркой», а в глубоко кризисном 1931 году из пяти предлагавшихся моделей четыре оставались восьмицилиндровыми (предлагались даже лимузины Hupmobile). Правда, они все равно были сравнительно дешевыми и довольно современными. Забавно, что потеряв объемы производства (в 1930 г продажи составили 22 тыс. машин, в 1932 г. - только 10 тыс.) фирма переместилась с 17 места среди крупнейших автопроизводителей на 13. Но, если с середины 30-х киты автопрома начали быстро возвращаться к докризисным цифрам, то маленький Hupmobile остался с примерно 10 тыс. продаж в 1935 г, а в 1937 г. скатился к полутора тысячам проданных авто. Не спасли ни новые модели 1938 года, ни смелая попытка перенять новаторские формы славного Cord 812 (у разорившейся фирмы Cord были приобретены штампы и детали), в дизайне которого фары были вписаны в крылья, а оскал стойки радиатора был растворен в линиях капота.
Увы, покупатели не раскусили дизайн будущего ни в версии Cord, ни в обличье Hupmobile Skylark.
1940 год положил конец производству «хапов», но не положил конец их успехам. В прошлом 2005 году на Orphan Car Show (Шоу Сирот – олдтаймеров от ушедших марок) недавно отреставрированный кабриолет Hupmobile 1932 года с откидными креслами получил награду в категории «Лучший автомобиль для отдыха».
|